Московский патриархат. Московская Епархия.                                                                      

-Иконописная мастерская Христорождественского храма оказывает услуги по реставрации икон.-Воскресная школа продолжает запись детей в возрасте от 6 до 15 лет. Запись в выходные и праздничные дни.-Продолжается запись в молодежное братство в возрасте от 15 до 30 лет. Запись в выходные и праздничные дни.-Хоровая студия при воскресной школе объявляет набор детей от 6 лет со знанием нотной грамоты для обучения церковному и камерному пению. Запись по выходным дням.-Редакция православной газеты «Слово» нуждается в ксероксе и лазерном принтере для совершенствования издательской базы.-Храм для работы с воскресной школой примет в дар видеотехнику: телевизор и видеомагнитофон.-Библиотека воскресной школы примет в дар книги и журналы православной тематики в хор. состоянии.-Христорождественский храм примет в дар усилитель и микрофон в раб. состоянии.-Храм примет в дар автомобиль в хорошем состоянии

   Христорождественский храм                                

Жизнь храма

Храмы
Луховицкого
округа

Православие
и мир

Объявления

                                  

 

Церковь Трёх Святителей

Село, известное с 1620 г., было дворцовым. Во второй половине XVII в. оно разделилось на две части - Борковскую и Комаревскую, в XVIII в. получившие названия Нижний и Верхний Белоомут.

В 1762 г. село пожаловано Екатериной II офицеру Преображенского полка М.Е.Баскакову за участие в перевороте, возведшем её на престол. Михаил Егорович был одним из четырёх офицеров, которые сопровождали отрёкшегося от престола Петра III в Ропшу, где вскоре он был задушен. После М.Е.Баскакова Верхний Белоомут достался его брату Ивану Егоровичу, сенатскому экзекутору, женатому на Вере Петровне, урожденной Хитрово. Их дочь Елизавета Ивановна была выдана замуж за Платона Богдановича Огарёва (1768-1838). При нём некоторые крепостные заключали на имя Огаревых кон тракты по откупам, подрядам и другим де лам, вследствие чего приобретали большие состояния. Верхний Белоомут был оброчным имением без усадьбы и барской запашки. Последние 13 лет своей жизни Платон Богданович находился в параличе, и с 1834 г. селом владел его сын Николай, достигнувший в этом году совершеннолетия и женившийся незадолго до смерти отца на Марии Львовне Рославлевой.

 

Впервые кладбищенская церковь Трёх Святителей упоминается в писцовых книгах в 1674 г.:" церковь древяна, клецки, о трех главах, святых Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого".

Ныне существующая каменная церковь построена на месте деревянной в 1827 г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.) к храму пристроены колокольня, трапезная с приделами: Никольским и Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879 г. Никольский придел устроен благодарными крестьянами в память белоомутского помещика Николая Огарёва, освободившего крестьян с землёй за ничтожный выкуп задолго до от мены крепостного права.

О строителе церкви Трёх Святителей в селе Белоомуте крестьянине Набатове Н.П.Огарёв писал: "Этому человеку 80 лет. Он живёт, как и прежде, с своими внучками и любуется на них. Читает церковные книги, наделяет нищих из доходов, что получает от маленького торга скотом - и все его благословляют. Знаешь ли, что эти люди достойны быть выставлены в романе. Гоголя  старосветские помещики не большего заслуживают внимания. Да они и похожи на них. Набатов прожил со своею женою 60 лет душа в душу. Эти картины простого скромного быта, право, лучше всех картин Бальзака. Его 30-летние женщины ничего не значат против простой старухи, которая безмятежно прожила 80 лет с полной любовью к ближнему.

О том, как происходило освобождение крестьян Н. Огаревым, пи сал на основании воспоминаний стариков, жителей села, уроженец села, поэт и краевед В.К.Влазнев: "В 1839 г. Н.П.Огарев, приехав в Белоомут, приказал бурмистру П.И.Раки-тину собрать крестьян на сходку. Сходка была поголовная, причем собралось много женщин (всего в Верхнем Белоомуте было 1820 душ).

Явившись на сходку, Николай Платонович после обычного здравствования с крестьянами и поклона сказал: "Добрые люди! Я собрал вас сегодня для очень важного дела, касающегося и меня и вас. До вас, православные, оно касается тем, что предоставляет вам более блага в трудовой вашей жизни, а для меня - тем, что я обязан исполнить христианский долг. Я положил за непременную обязанность отпустить вас на волю, в свободные хлебопашцы. За это потребую от вас я суммы необременительной, а вам отдам всю землю с лесом и всеми лугами". Только что Николай Платонович сказал это, как все крестьяне (около 700 человек) упали на колени, многие за плакали и начали креститься, а оправившись от волнения крестьяне закричали: "Не желаем, батюшка-барин, никакой мы воли, освобож денья! Нам всего лучше жить за тобой. Не кидай нас! Без тебя мы пропадем, всякий нас обидит... при тебе, барин, и при твоем покой ном батюшке никакой неволи не было... не знали неволи и отцы и деды наши при прежних господах". Николай Платонович сказал: "Положим, теперь вы живёте без особого стеснения с моей стороны, но я умру, тогда вы попадёте к другому владельцу, который может завести у вас другие, нежелательные порядки. Это всем покажется обидным, и вы будете клясть меня и моих наследников". При слове "я умру" крестьяне заплакали и прервали речь Николая Платоновича возгласами: "Подай, Господи, вам, барин, многих лет".

В бытность крепостными крестьяне жили хорошо, вели торговлю, и предложение воли многие приняли неохотно. Этим задумали воспользоваться бывший бурмистр и его товарищи, заявившие Николаю Платоновичу о своём желании получить свободу с поёмным заречным лугом, составлявшим 1/3 часть всего луга, принадлежащего селу Белоомут. Ходатаи предложили Огарёву 50 тыс. рублей серебром (сумма, объявленная им крестьянам за все угодья и освобождение, составляла 142857 руб.) В обществе составилась сильная партия, недовольная действиями бурмистра и его товарищей. Николай Платонович назначил доверенных лиц для выяснения истинного положения дел. Они представили немалую сумму, собранную ими между богатыми крестьянами за предоставление всему обществу освобождения со всеми угодьями. Остальной платёж выкупа был устроен посредством залога крестьян в Московском специальном совете и огра- ничен 40-летним сроком. Крестьяне погасили его много ранее. По просьбе доверенных бурмистр Ракитин был удалён от должности, на его место назначен один из доверенных общества С. С. Шлыгин.

 

Память об Николае Платоновиче живёт в селе до сих пор: во-первых, с его именем связано наименование придельного престола в кладбищенской церкви (Святителя Николая), во-вторых, по случаю кончины Николая Платоновича (в Англии, в Гринвиче, 31 мая 1877 г.) обществом крестьян был составлен приговор, в котором вспоминаются покойного благодеяния и постановлено каждогодне в день его кончины творить общественную панихиду, в-третьих, его имя и имена его родителей определены на вечное поминовение в церкви и, в-четвертых, по ходатайству крестьянской общины в селе разрешено иметь библиотеку имени Н.П.Огарева, разрешение было дано в 1900 г"

Василий Козмич Влазнев (1839—1905) родился в Верхнем Белоомуте, в семье крестьянина, окончил приходское училище Мастер резьбы по дереву, историк, журналист, археолог, поэт, он был знаком с поэтом И Суриковым, писал стихи, очерки, рассказы Его исторические, краеведческие и этнографические труды публиковались в "Московских Ведомостях", "Русском Курьере", "Рязанских губернских ведомостях” В рязанских архивах сохранились труды "г  Зарайск и с. Белоомут", "С Ловцы", "С Любичи", "г. Зарайск и Зарайский уезд", "С Дединово, Раненбург и Данков Рязанской губернии" В 1866 г он вернулся домой и завел кустарное дело по своему иконостасному и позолотному ремеслу Умер и похоронен в с. Верхний Белоомут

В семье священника церкви Трех святителей о Василия Любомудрова родились и получили воспитание братья Иван и Николай. Оба затем окончили Петербургскую духовную академию Первый из них, писатель и педагог, автор краеведческих и церковно-исторических работ, с 1849 г - преподаватель Рязанской духовной семинарии, с 1861 г служил судебным следователем в Зарайске, затем в Михай- лове, умер в 1867 г Его брат Николай (ок 1830-1880 гг) - педагог, краевед, автор статей о древностях Рязанской губернии, преподавал в учебных заведениях Санкт-Петербурга, в 1868—69 гг - в Рязанском духовном училище

 

 

Hosted by uCoz