Московский патриархат. Московская Епархия.
Христорождественский храм |
|
Слово Христорождественский храм, город Луховицы N 3 (15) февраль 2002 г. В дни великого поста Великий пост — самый
продолжительный и строгий. Его называют
Святой Четыредесятницей в память о сорока
днях, которые Иисус Христос провел в посте и
молитве в безжизненной пустыне, явив этим
подвигом пример для всех людей, ибо “не
хлебом одним будет жить человек, но всяким
словом, исходящим из уст Божиих” (Мф.4,3-4). За
собственно Четыредесятницей (шесть недель)
следует Страстная седмица — воспоминание
страстей Христовых, которые добровольно
принял на Себя Спаситель мира во искупление
грехов человеческих. Страстная седмица
заканчивается главным и самым светлым
христианским праздником — Пасхой, или
Христовым Воскресением. Воскресение из
мертвых Иисуса Христа во плоти — прообраз
Всеобщего Воскресения из мертвых всех
людей в день Страшного суда и обетование
жизни вечной, уготованной Богом для всех
праведников. Для тех, кто, исполняя заповеди
Христовы, в земной своей жизни “сораспинается”
со Христом, ведя духовную брань со своими
человеческими страстями и греховными
похотениями, а затем “совоскресает” со
Христом после телесной своей смерти. Этот
же смысл сораспятия и совоскресения со
Христом несет в себе Великий пост. На время Великого поста приходится один из великих двунадесятых праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы, установленный в память явления архангела Гавриила Божией Матери с благой вестью о зачатии Иисуса Христа (25 марта/7 апреля). Если этот праздник попадает на Великий пост, то пост ослабляется — разрешается есть рыбу, если на Страстную седмицу — разрешается вкушение растительного масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху. Шестую седмицу Великого поста, или “седмицу ваий в народе называют Вербной, Вербницей, Вербич или Пестрой по той причине, что в конце ее — в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, — в России было принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением— в день воскрешения праведного Лазаря, или Лазареву субботу, — можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на кресте. Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет название — Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме. При этом Церковь напоминает, что больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление поста. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил и верующий имел силы и на молитву, и на необходимый труд. Постничество — дар Божий, приобретается он большими трудами, и не всем под силу его нести, особенно из живущих в миру, где так много страстей и искушений. Те же, кто берет на себя бремя поста, зачастую несут его молча, без лишних рассуждений о том, что можно есть, а что нельзя, твердо веря, что пост — один из путей к спасению. Иван
ильин В наследии известного русского мыслителя Ивана Ильина большое место занимают размышления о воспитании, о необходимости создания новой русской школы. Сейчас, когда. Министерство просвещения обратилось к Русской Православной Церкви с предложением и сотрудничестве. Было бы естественно обратиться к глубоким размышлениям И. А. Ильина. Наши педагоги зачастую начинают приобщаться к православной педагогике вне контекста времени, пытаясь восстановить опыт дореволюционной России и как бы забывая о том, что мы живем в совершенно иных условиях, Ильин исходит из страшного опыта свободы, который получили люди в XX столетии. И в наше время этот опыт невозможно не учитывать. Нынешние дети вряд ли станут беспрекословно подчиняться тому или иному указанию, основан ному только на том, что они «обязаны поступать так, а не иначе, потому что их долг — святое послушание, и в этом — суть православия», считает Ильин, Современный ребенок в лучшем случае внешне согласится с этим утверждением, даже научится “делать так как приятно взрослым”, а внутренне будет бунтовать, и рано или поздно этот бунт из внутреннего превратится во внешний. В худшем же случае, особенно у детей с сильным характером, постоянное давление “нрав-ственного императива” уже в младшем возрасте может вызвать отторжение от Церкви, которая диктует бесконечные “нельзя” и “ты должен”, У Ильина мы находим и замечательное предостережение от бездумного использования такой формы воспитания, как наказание. В его книге “Взгляд вдаль”, в главе “Наказанное дитя», содержится предостережение для всех нас; «Наказание является сигналом тревоги для самих родителей о том, что у них есть такие промахи и ошибки, которые не должны иметь места... Воспитание наказанием — это несчастное воспитание, это постоянно тлеющая борьба, это тайная гражданская война в семье... Именно здесь следует искать первоосновы позднейшей революционности и анархизма, источник нигилизма и безбожия». В книге “Путь к очевидности” немало страниц посвящено задачам воспитания. Обобщенно эти задачи формулируются так: “чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях», То есть ребенку нужно помогать видеть Божие присутствие в жизни, а не пичкать его заученными книжными формулами даже если это касается священных предметов. Вместе с ребенком нужно учиться замечать дыхание Духа Божия в природе, и произведениях искусства, в сострадании и любвные основы воспитания и духовность открывалась и прививалась детям не на уровне инстинкта, а на уровне идеологии, “Грядущая культура, — писал он. — должна понять эту ошибку и обновить свое педагогическое искусство”. Если же этого не произойдет, то вес духовные ценности будут для ребенка только навязываемыми извне. И в подростковом возрасте или в юности он неизбежно начнет бунтовать против них. Людмила Ильюнина. По материалам газеты «Церковный вестник» Продолжение в следующем номере Прощенное Воскресение в казанской церкви села Сушково Вступление в Великий пост предваряется чином прощения. Это одно из самых запоминающихся событий церковного года. Люди, возможно редко посещающие храм в прочие дни, в этот воскресный день непременно стремятся побывать в церкви, испрашивая друг у друга прощения за вольные или невольные согрешения. Святые Отцы Церкви иногда сравнивают Великий пост с пребыванием усопших во гробе. Человек на смертном одре, скорее устрашится собственной встречи с Богом, нежели вспомнит об обидах причиненных ему другими. Мы в течении всей своей жизни постоянно нарушаем заповеди Божий, то есть совершаем грех. И Бог постоянно милует и прощает нас. Милость Его безмерна! Об этом надо помнить всегда. И только при условии прощения ближнему, можно надеяться, что Бот помилует и нас, ибо “милости хочу, а не жертвы” Прихожане нашего храма не остались в стороне от сложившейся церковной традиции прощеного воскресения, и после вечернего богослужения при почти погашенных свечах и траурном убранстве храма, сначала священнослужители, а потом все друг у друга просили прощения, чтобы войти в пост без злопамятства и с доброй совестью. Пришли даже те, кто редко приходит в храм и даже были те, кто пришли может быть в первый раз. Некоторые люди, возможно, интуитивно почувствовали, что они оскорбили Бога и ближнего, и среди них было немало молодых совсем незнакомых людей и как было отрадно видеть их в храме в этот день! Радуется сердце и веселится душа, когда храмы наполняются молящимися, это вселяет надежду что после тьмы невежества и духовного одичания лёд недоверия и лжи уйдёт из нашей жизни, люди найдут свою дорогу к храму. Настотель церкви Казанской иконы Божией Матери протоиерей Николай Рощин Юбилей Архипастыря 1 Января 2002 г. Викарию Московской епархии архиепископу Можайскому Григорию исполнилось 60 лет. Владыка Григорий избрал путь служения Святой Церкви в 1960-х годах, когда в стране господствовала идеология государственного атеизма, а власти подвергали верующих суровым гонениям, тщетно рассчитывая полностью искоренить Православие на Российской земле. Много лет архиепископ Григорий является ближайшим и усердным помощником митрополита Ювеналия по управлению Московской Епархии, крупнейшей в Русской Православной Церкви. Круг послушаний Владыки Григория исключительно широк и многообразен, что неудивительно, ведь приходится иметь попечение о делах почти одной тысячи приходов, быть в курсе дел, а практически и близко знать каждого из более тысячи клириков епархии. По благословению Владыки митрополита архиепископ Григорий часто совершает освящение новопостроенных храмов, возглавляет заседания Епархиального совета, поддерживает связь с представителями правительства Московской области и районными администрациями и выполняет многие другие ответственные поручения. Мы сердечно поздравляем владыку Григория с юбилеем и желаем ему помощи Божией в его нелёгких земных трудах и многая лета! Накануне Пасхи ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ Мы празднуем вход Господень в Иерусалим в последнее воскресенье перед Пасхой. В субботу вечером, накануне самого праздника, мы всегда принимаем участие в большой церковной службе, вспоминая, как народ, любивший Христа, приветствовал Его на дороге. Мы тоже хотим участвовать в этой радостной встрече Христа, поэтому приносим в этот вечер в церковь те зеленые ветки, которые у нас уже рас цвели к этому времени ранней весны, протягиваем их Христу и говорим: «Осанна* Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне». Мы еще зажигаем свечи во славу Божию и сто им с ветвями и зажженными свечами. Господь благословляет наши ветви, которые священник окропляет святою водою, и мы потом не сем их домой и храним возле икон. СТРАСТИ И стали мучить Христа, плевать Ему в лицо, били Его по щекам и, издеваясь, говорили: «Скажи, кто ударил тебя». Когда настало утро, Христа отвели к Понтию Пилату, римскому начальнику, который один имел право осуждать на смерть. Пилат тоже не находил за Христом никакой вины. Спаситель поразил его Своим кротким и величественным видом, и Пилат очень хотел отпустить Христа. Он вышел из судилища к народу и сказал: «Я никакой вины не нахожу в Нем. Есть у вас обычай, чтобы я отпускал вам на Пасху кого-либо из осужденных. Хотите, я отпущу вам Царя Иудейского?» Но народ, подговоренный первосвященниками, закричал в ответ: «Нет, не Его, но Варавву». Варавва же был разбойник. Тогда Пилат велел мучить Христа. И воины сплели Ему терновый колючий венок и возложили его на голову Христа, одели Его в багряницу — красную одежду и снова били Его по щекам, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский». Пилат же и теперь хотел отпустить Христа и вы вел Его к народу, надеясь, что народ пожалеет Его. Это была уже пятница перед Пасхой. И сказал Пилат: «Это — Царь ваш». Но толпа закричала: «Возьми и распни Его». Пилат говорил им тог да: «Царя ли вашего распну?» Первосвященники же отвечали: «У нас нет царя, кроме римского цезаря. Пусть кровь Его будет на нас и на наших детях». Тогда Пилат умыл руки свои перед народом в знак того, что он не берет на себя смерть Господа, и предал Христа на распятие. Тогда сняли с Христа багряницу. одели в простые одежды и повели, чтобы распять Его. Неся тяжелый крест, Христос от усталости и мук, которые Он перенес, несколько раз падал под его тяжестью. Христа привели на место, которое называлось Голгофа, что значит «место казни». Был уже третий час дня, и распяли Христа. И была сделана надпись на кресте по повелению Пилата: «Царь Иудейский». Со Христом одновременно были распяты два разбойника. Христос молился за своих мучителей и говорил: «Отче, прости им, они не знают, что делают!» Один из разбойников вместе со многими из народа злословил Христа и говорил: «Если ты Христос — спаси Себя и нас». Другой же разбойник, который был распят по правую сторону от Христа, унимал первого и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден. Но мы осуждены справедливо, по нашим делам. Он же ничего плохого не сделал». И, обратившись к Господу, сказал: «Помяни меня. Господи, когда приидешь во Царствие Твое». Христос тогда отвечал ему: «Сегодня же ты будешь со мною в раю». И сделалась по всей земле тьма и продолжалась несколько часов. На конец возгласил Христос громким голосом: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». И сказав это, умер. И вот в храме раздралась завеса церковная на две части, и земля сотряслась. Римский сотник, видевший все это, восславил Бога и сказал: «Истинно этот человек был праведник, Сын Божий». ПОГРЕБЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ Когда Христос умер, Его ученик Иосиф пришел к Пилату и попросил позволить ему снять с креста тело Христа и похоронить. Пилат позволил. Взяв тогда тело Спасителя, Иосиф вместе с другом своим Никодимом обвил Его чистою плащаницей с благовониями и положил в новом своем гробе, который был высечен в скале, и привалил большой камень к дверям гроба. Но евреи боялись, что ученики украдут Тело Спасителя и начнут говорить, что Христос воскрес, и просили Пилата назначить стражу охранять гроб. Пилат сказал им: «Имеете стражу, пойдите и охраняйте, как знаете». Тогда пошли евреи и поставили у гроба стражу, а ко гробу приложили печати. Погребение Христа во гробе мы вспоминаем в Великую пятницу на Страстной неделе. На се редину церкви выносится Плащаница с изображением Спасителя, лежащего во гробе. Когда поют слова: «Благообразный Иосиф с древа* снял пречистое Тело Твое, плащаницею чистою и благовонною обвил и во гробе новом положил», — священник выносит Плащаницу из алтаря и кладет ее посреди храма на приготовленный гроб. Мы тоже отираем ее душисты ми маслами, украшаем цветами, прикладываемся к ней и зажигаем перед нею свечи. И храним в этот день очень строгий пост. СТРАСТНАЯ СУББОТА Самый тихий день в году — Страстная суббота, тот день, когда Спаситель был в гробу. Вся при рода, и люди, и ангелы полны молчания. В этот день свершилось великое событие. В то время когда тело Христа лежало в гробу, душа Его, как учит наша церковь, сошла в ад. До прихода Спасителя на землю души умерших людей, даже святых и праведных, как и души пророков, после смерти шли в ад, потому что мир еще не был прощен. Но вот пришел на землю Спаситель. Он пострадал и умер на кресте. После смерти Его душа, как и души всех умерших до него, сошла в ад, но с таким светом и такою славою, что все бывшие там сразу узнали в Нем Царя Славы — Бога. Все преграды, закрывавшие ад, рушились. Христос велел ангелам связать сатану и, обратясь к Адаму и другим людям, сказал: «Идите со мною все, от начала мира здесь заключенные. Я вас освобождаю силою Своего креста». И благословил крестом всех: и Адама, и пророков, и праведников, и вывел их из ада. В память этого сошествия Спасителя в ад и по беды Его над смертью в конце заутрени, ночью Великой субботы, мы в церкви совершаем во круг храма крестный ход с Плащаницею. Адреса центров, помогающих в исцелении наркозависимости. Душепопечительный православный центр во имя св. праведного Иоанна кронштадского тел.:(095)276-67-63. Адрес: Москва, ул. Крутитская, д. 13.Центр адаптации человека тел.:(095) 278-91-77 Адрес: Москва, ул Международная, д. 10, стр. 2, храм Василия Исповедника (м. Площадь Ильича) Центр медико-социальной помощи наркозависимым детям и подросткам «Преодоление» тел.:(095)157-97-05 Адрес: Москва, проезд Аэропорта, д. 11.
|
|