Московский патриархат. Московская Епархия.
Христорождественский храм |
|
Слово Издание Христорождественского храма города Луховицы Правосланая газета N 9-10 (11-12) Ноябрь 2001 г.С Рождеством Христовым! РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Московской епархии Днесь Христос в Вифлееме рождается от Девы: днесь безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются и земля с человеки веселится: волсви Владыце в дары приносят: пастырие рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, возлюбленные братья и сестры! Вновь торжественно и светло празднуем мы Рождество Христово. С душевным трепетом вспоминаем слова Ангела Господня, обращенные к Вифлеемским пастухам: “Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 10-11). Величайшим актом Божественной любви к роду человеческому стало создание Церкви, которая из рода в род, из поколения в поколение передает со кровища веры - Евангельское учение, оставленное Сыном Божиим как залог вечной жизни для исполняющих заповеди Христовы. Русская Православная Церковь через возрождение церковной жизни и традиционных форм пастырского служения с помощью Божией служит духовному оздоровлению нашего народа. И в Московской епархии минувший год был преисполнен трудами по восстановлению поруганных святынь, развитием духовного просвещения и пастырской заботой о юных и престарелых, больных и малоимущих. Моя глубокая благодарность священнослужителям, монашествующим и мирянам, всем самоотверженным труженикам на ниве церковной. Да воздаст Вам Господь Своими небесными дарами за усердные труды. В этот всерадостный праздник хочется повторить призыв святителя Тихона, Патриарха Всероссийского: “Соберемся вокруг Христа и Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством”. Вспоминая поклонение вифлеемских пастухов и восточных волхвов Богомладенцу Иисусу, описанное в Святом Евангелии (Мф. 2, 1-12; Лк. 2, 8-20), обратимся мыслью к священному событию и принесем Богу дары наших сердец: чистую и непорочную жизнь и жертвенное служение ближним. Словами священномученика Российского Серафима (Звездинского) завершаю свое праздничное назидание: “Болящие, не унывайте, ибо болезнями спасаетесь, бедные, не ропщите, ибо нищетою богатство нетленное приобретаете, плачущие, не отчаивайтесь, ибо утешение Духа Утешителя ожидает вас. Не гневайтесь, не сетуйте друг на друга, не злобьтесь, не бранитесь и между собой в мире, в любви, в согласии живите. Имущие, помогайте неимущим; богатый, больше давай, убогий, по силе своей милосердствуй... По сему уразумеют все, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35)”. Сердечно поздравляю всех Вас, возлюбленные о Господе, с Рождеством Христовым и Новолетием. Пусть Господь наполнит наши сердца радостью духовной и освятит наши души благодатью Своей. Да будет для Отечества нашего и всех нас Новое лето благости Божией мирным, счастливым, благополучным и исполненным Божия благословения. ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ! ПАСТЫРСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С РОЖЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ БЛАГОЧИННОГО ЦЕРКВЕЙ ЛУХОВИЦКОГО ОКРУГА СВЯЩЕННИКА ЕВГЕНИЯ ЩЕРБАКА Сердечно поздравляю вас со славным и высокоторжественным праздником Рожества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Каждый новый год нашей жизни удаляет от нас время Рожества Христова, когда единородный Сын Божий сошел на землю и родился как человек для того, чтобы пострадать за грехи всего человечества. Сегодня Царь наш явился среди нас в виде слабого и беззащитного Младенца. Сын Божий принял тело и все естество человеческое, чтобы стать для нас не только Господом, но как бы и братом нашим, Он уподобился нам, грешникам, чтобы стать искупительной жертвой за грехи всего мира и вывести нас из-под власти греха. Он явился нам как Младенец, чтобы мы научились чтить Его не столько страхом, сколько любовью. Малое дитя — это образ чистоты и простоты сердечной, незлобия и смирения. Младенцы способны верить, радоваться, любить всем существом своим, без сомнения, расчета и корысти. Таким же подобает быть и нам, как детям своего Возлюбленного Отца небесного. Христос пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9,13). Он призывает нас, утружденных грехами, скорбями и печалями житейскими, чтобы дать нам утешение и исцеление. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 28-30). Воплощенного Сына Божия не познали великие цари и премудрые философы. Он открылся простосердечным и незлобивым деревенским пастухам, которым в эту святую ночь было дано слышать пение ангельских сил: «Слава в вышних Богу,и на земли мир, в человецех благоволение» Не будем же искать мирской премудрости, земного величия и богатства, а позаботимся о чистоте сердца, и Господь на оставит нас в жизни на правые пути, «откроет чудеса от закона Своего» (Пс.118,18) и соделает нас счастливее всех премудрых и богатых. Молитвенно желаю, чтобы в наступивший светлый праздник наши сердца по благодати Божией наполнились верой, смирением, радостью и любовью к Богу и ближним. Желаю крепости и мудрости властям. Да будет всякая власть земная утверждена страхом Божиим, доброй совестью и любовью к людям, прежде всего - к детям. Да осознают наши правители всю огромную ответственность за безопасность, душевное и телесное здоровье детей, за их доброе воспитание, за спасение от грозящей им ныне нравственной гибели. Желаю всем вам мира, доброго здоровья и Божией помощи во всех благих делах. Благодать рождьшагося ныне в Вифлиееме Богомладенца Христа, и любы Бога и Отца и Причастие Святаго Духа да будет со всеми вами. христианское воспитание детей Пылинка и капелька ЖИЛА-БЫЛА на земле Пылинка. И очень уж она гордилась собой. — Смотрите, как нас много! — говорила она.— Мы народ самый многочисленный на всей планете. И сила мы грозная. Поднимется ветер, начнётся пыльная буря — никому тогда не сдобровать! А над ней, на самом краешке листочка полевого цветка висела Капелька утренней росы. Слушала она гордые слова Пылинки и молчала. Увидела её Пылинка и стала ещё больше распаляться: — Про наших сестер — песчинок,— когда хотят сказать, что чего-то очень много, говорят: как песок морской. А ты что про себя можешь сказать? — А нас когда много в небе — льётся дождь. А когда много на Земле, получается река, озеро или даже море,— отвечает ей Капелька.— И мы народ сильный и славный пред Богом. Не ожидала такого поворота дела Пылинка. Рассердилась она тогда и говорит: —А знаешь ли, что из нас, пылинок, весь Шар Земной состоит? Да и самого человека Господь из земли создал. Так-то вот! А ей скромная Капелька и отвечает:—А я—вещунья небесная. Когда Бог звёздочкам Свою святую волю говорит, я спешу тотчас к людям — Его слова передать. Это для того, чтобы они эту Его святую волю и на Земле исполнили.— Что же тебе сейчас Господь велел передать человеку? — ехидно спросила её Пылинка.— Велел передать мне Господь,— отвечает Капелька,— что Он — милосердный. Что дошла до Него молитва людская. И смилостивился Он над ними, и простил им грехи их тяжкие. А Пылинка опять злиться продолжает и думает: “Ничего! Ещё посмотрим, что с тобой зимой будет!” И вот наступила зима. Все реки и озёра замёрзли. Льдом покрылись. И даже не то, что моря — океаны некоторые замёрзли! —Ага!— радуется Пылинка, хоть и сама продрогла вся до костей. — Всё равно наш народ и сильней, и славней вашего! И вдруг смотрит— на неё снежинка с неба опускается! Летит, как белая голубка, в морозном воздухе порхает. А на ней платье, как у невесты белое, а на голове — кокошник, как у русских девушек.Это была Капелька, которая в красавицу-снежинку превратилась —Ч...ч...то же тебе с...с...сейчас велено п...пе-редать?— застучала от холода зубами продрогшая Пылинка. — А велено мне передать от Господа Бога,— отвечает ей Капелька-Снежинка,— что самый сильный и славный народ на всей земле — это Святая Матушка Русь. И будет хранить её вовек Пресвятая Богородица Своими молитвами. Вот так и закончилась эта история. Так что запомни это, маленький читатель. Будь всегда скромным и никогда не гордись. Помни, к какому, благословенному Самим Господом Богом народу ты принадлежишь!.. Иоанн Рутенин Конференция в лавре 23 ноября 2001 года в Троице-Сергиевой Лавре прошла научно-практическая конференция “Моло-дежь и религия в XXI веке” в ней участвовали представители 12 регионов России. Здесь, в святыне Российского православия, Троице-Сергиевой Лавре, собрались объединенные идеейдуховного возрождения России, неравнодушные к духовнонравственному воспитанию молодежи. Никакое общество не может существовать без твердых православных основ. Поэтому очевидна сегодня необходимость более тесного сотрудничества различных ведомств, религиозных и общественных объединений. Не может не настораживать демонстрация культа насилия и безнравственности в средствах массовой информации. Зачем и кому это выгодно? В настоящее время мы наблюдаем низкий уровень организации воспитательной работы с молодежью. Очень часто и в семье с полным равнодушием относятся к воспитанию своего ребёнка, к развитию у него духовных и нравственных качеств. Но очень активны организации пропагандирующие идеи национализма и религиозного экстремизма. Часть молодёжи проявляет чрезмерный интерес к нетрадиционным культам, новым религиям, тоталитарным сектам. Часто это приводит к тяжёлым последствиям. Здесь мало усилий только правоохранительных органов. Необходимы усилия всех структур власти, духовенства, общественности.Долгом каждого православного должно быть потивстояние росту преступности, нравственной распущенности, цинизму. Необходимо, во-первых, создавать православно-молодёжные центры, духовно-просветительской, образовательной и воспитательной работы с молодежью. Необходимо формирование среды, способствующей противостоянию агрессивным тоталитарным сектам. Хорошими помощниками в этом могут быть СМИ. Они могли бы формировать единое информационное молодёжное православное пространство, основанное на традиционных исторических и культурных ценностях. основ православия во внеурочное время. Дети страны, которая всегда была православной, должны быть “православно грамотны”. Необходимо
пропагандировать подход к созданию семьи
на идеалах добра и христианской любви.
Семья-это источник душевных сил, это
деятельное сострадание, это зарождение Проблемы очень важные. Стремление благое - объединить усилия в деле приобщения молодежи к духовным сокровищам многовековой православной культуры, хранящимся и преумножающимся вот уже два тысячелетия Православной церковью. Участник конференции, настоятель Троицкой церкви с. Дединово, священник Валерий Гарнов Православный
паломник
7
декабря наша паломническая группа
отправилась от центрального
Христорождественского храма по святым
местам России. Основной целью поездки
явилась Свято-Троицкая серафимо Дивеевская
обитель. Куда мы прибыли к началу вечернего
богослужения. Помолившись, вместе с
сёстрами монастыря паломники отправились с
молитвой по знаменитой канавке. Куда мы ещё
вернулись после утреннего богослужения.В
храме все приложились к мощам преподобного
Серафима и другим святыням обители. Так же
здесь была освящена икона преподобного
батюшки и вложена в неё частица мантии. Затем мы посетили святой источник батюшки
Серафима. М ногие искупались в нём.
Набравшись благодати пустились с Божией
помощью в Саранскую епархию, где Прихожане Христорождественского храма РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ Рождественский пост длится сорок дней и, как Великий пост, называется Святой Четыредесятницей. Он начинается после дня святого апостола Филиппа (14/27 ноября), поэтому имеет названия — “Филипповский”, “Филиппов” пост, или “Филипповки”; 14 ноября — заговенье на пост, но если этот день попадает на среду или пятницу, то заговенье должно быть 13 ноября, поскольку среда и пятница — дни постные. В этот день заговлялись по разному, в некоторых случаях трапезничали сообща. Так, в Тюменском уезде Тобольской губернии существовала традиция “мирских столов”, когда все население деревни собиралось на общественный пир. Рождественский пост по строгости приближается к Петровскому. По церковному уставу во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло. Рыбу можно есть только по большим праздникам, например, в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), во все субботы и воскресенья до дней Рождества Христова — до 20 декабря/2 января, когда пост устрожается, а также в дни памяти великих святых, если они попадают на вторник и четверг; если же эти Дни приходятся на понедельник, среду или пятницу , то благословение дается только на растительное масло. Если в понедельник, среду и пятницу нет праздника, то назначается сухоядение, во вторник и четверг разрешается вино и растительное масло. Накануне Рождества (24 декабря/6 января) — день Навечерия Рождества Христова, или Рождественский сочельник (“сочевник”). Для более достойного приготовления к празднику Церковь усиливает предшествующий сорокадневный пост и предписывает в сочельник строгий пост, т.е. запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, “до звезды”, после чего впервые принимают пищу — едят сочиво: размоченные или вареные зерна пшеницы или ячменя, политые медом. В более древние времена сочиво называли “коливом” — это та же пшеница с медом и сладкими овощами. Готовили также “узвар” (взвар) из сухих яблок, груш, слив, изюма или вишен. Кутья и взвар — основные традиционные блюда Рождественского сочельника. Кутью с медом в древности готовили для оглашенных, которые намеревались креститься в праздник Рождества Христова и готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мед — символ сладости духовных даров. В России существовал обычай после вечернего богослужения (службы навечерия) приступить к рождественской вечере всей семьей. Перед началом вечерней трапезы обыкновенно зажигали лампаду у иконостаса, ставили свечи, читали молитвы, а затем уже принимались за еду. Кутью не везде готовили одинаково. Во Владимирской губернии ее делали на меду из овсяных зерен; в Архангельской губернии к рождественской вечере кутью готовили в виде жидкой каши из обдирного ячменя, пшеницы, отваренной в воде, подслащенной медом, называемой “сытою”; в Калужской губернии для кутьи брали сырой ячмень, толкли и приправляли его медом, а потом ставили в печь париться в закрытой посуде. В других губерниях, там, где это было возможно, варили рис с изюмом, наподобие поминальной кутьи. Кутья и взвар, сами по себе постные кушанья, предваряли постную же еду. И этого очень строго придерживались крестьяне. Например, в Орловском уезде Вятской губернии в сочельник стряпали “мусники”. Их готовили так: ржаную муку замешивали на воде и раскатывали на тоненькие сочни, на них клали яровое квашеное тесто и пекли в печи. В Сарапульском уезде после вечерни тоже ели пресные сочни и кутью, приготовленную особым способом: конопляное семя толкли и пропускали сквозь сито, полученное «постное молоко» смешивали с ячменной кашей. В Енисейской губернии сибиряки в рождественский сочельник “в вечерю” ели хлеб, капусту с квасом, тертый горох. Хлебное сусло, переваренное с зернами пшеницы и сушеными ягодами черемухи, подавали как кутью. До вечери соблюдали пост строго: “Добры люди хлеба не едят”. Есть начинали после службы, когда появится “вечорошна звезда”. В сам праздник Рождества Христова независимо от того, на какой день недели он приходится, можно есть всякую пищу. К празднику готовили разнообразные блюда в зависимости от традиции в каждой местности. Наиболее часто из свинины: щи, холодец (студень), колбасу, ветчину. Н.И. Костомаров сообщал, что еще в Древней Руси многие откармливали свиней в течение года, а перед праздником Рождества кололи. Последние ярмарочные торги перед Рождеством бывали особенно многолюдны, на них закупали к празднику все необходимое: муку для пирогов, пшеницу, солонину, бычьи ноги и губы на студень. Надо сказать, что Рождественский пост не ограничивался лишь постной пищей: запрещалось петь и плясать, напиться пьяным тоже считалось грехом. За Рождеством наступают святки — дни радости о воплотившемся Спасителе, поэтому с 25 декабря до 4 января в среду и пятницу поста нет. Оканчиваются Святые дни Крещенским сочельником 5 января. Принято считать, что святочные дни отличались широкими гуляниями и разгулом, но это не вошло в культуру русских повсеместно. В Нижегородском крае, например, после Рождества начинались посиделки, но они имели не праздничный характер: игр не затевали, девушки занимались рукоделием, пели песни, к ним заходили парни. Посиделки продолжались до Великого поста. С забот ой о будующем12 ноября в Управлении Московской Епархии, в Новодевичьем монастыре, был подписан Договор о сотрудничестве между Министерством образования Московской области и Московской Епархией Русской Православной Церкви. Свои подписи под договором поставили министр образования правительства Московской области Лидия Антонова и Управляющий Московской Епархией Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.Подписание Договора, как подчеркивалось на встрече - это признание обеих сторон необходимости двигаться вместе, оставив позади годы разрушительного противостояния. Как отметил Владыка Ювеналий, путь до этого события был очень долгий Не менее 10 лет понадобилось для того, чтобы начался наконец-то благословенный процесс возвращения к духовным корням Но первые шаги на этом пути сделаны гораздо раньше И сегодня Русская Православная Церковь в лице Московской Епархии имеет значительные результаты своих трудов. Ее представители работают более чем в 500 дошкольных и учебных заведениях Подмосковья - от детских садов до вузов Они дают уроки истории христианства, воспитывают подрастающее поколение в духе православной культуры Если раньше такая работа велась в основном по инициативе районов, то подписание соглашения дает возможность легитивно и упорядочение вести этот процесс, углубляя сотрудничество. В систему православного образования будут вовлечены дети, чьи родители дали согласие на участие представителей Церкви в воспитании подрастающего поколенияи. Разумеется, такие занятия будут проводиться во внеурочное время. Министр образования Лидия Антонова выразила уверенность, что в Подмосковье будет расти здоровое духом и телом поколение. Ведь у Русской Православной Церкви огромный опыт оказания помощилюдям. Она научит детей различать добро и зло, защитит их духовно. Правительство Московской области на своем заседании 13 ноября решило поддержать семьи, в которых рождается более одного ребёнка. В Подмосковье наметилась положительная тенденция увеличения рождаемости. Если в 1999 году у нас родилось 45,2 тысячи детей, то в 2000-м - уже 48 тысяч. Предположительно, в этом году на свет появится 51 тысяча ребятишек Причем, 12 тысяч семей ожидают уже второго ребенка, а 3 тысячи - третьего. Как известно, при рождении младенца семья получает от государства единовременное пособие. В Московской области при рождении второго и последующих детей будет выделяться дополнительное единовременное пособие в размере 1 тысячи рублей. Оно будет выплачиваться через органы социальной защиты с 1 января 2002 года. Общая сумма расходов на поощрение рождаемости составит 15 миллионов рублей в год.
По сообщениям правительства Московской области. первые шаги в храме Храм (“церковь”) есть особый дом, посвященный Богу — “Дом Божий”, в котором совершаются богослужения. В храм пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам чрез совершающих богослужение — священнослужителей (епископов и священников). Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Над входом в храм, обычно, строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву — к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор, 2) собственно, храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся и 3) алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме — святый престол, на котором совершается таинство святого причащения. Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходить в святых дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением. Самое важное богослужение —литургия или обедня (она совершается до полудня), Во время ея вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которое установил Сам Христос на Тайной Вечери. Таинство причащения состоит в том, что в нем благодатию Божией хлеб и вино освящаются — делаются истинным Телом и истинною Кровию Христовой, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы под этим видом истинное тело и истинную кровь Спасителя, чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь. Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, то поэтому мы должны входить в храм с молитвою, и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем более смеяться. Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения. Ко св. причастию нужно подходить спокойно и не спеша, скрестив на груди руки. После причастия поцеловать чашу, не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее.
|
|